Мастер-класс и открытие персональной выставки «Петриковская роспись – нематериальное культурное наследие человечества»

Мастер-класс и открытие персональной выставки «Петриковская роспись – нематериальное культурное наследие человечества»

3 апреля 2017 г. в здании Музея Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации состоялось открытие персональной выставки и мастер-класс украинской художницы, члена Национального союза художников Украины, члена Ассоциации современного искусства г. Морестен (2013, Франция) Назаренко Галины «Петриковская роспись – нематериальное культурное наследие человечества». Выставка организована в рамках международного проекта музея «Диалог посредством культуры» при содействии Посольства Украины в Казахстане.

5 декабря 2013 года Петриковская роспись была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

В ходе мастер-класса Назаренко Галина рассказала об истории возникновения петриковской росписи, особенностях техники и её значении в культуре украинского народа:

«Петриковская роспись для меня – это вся моя жизнь, направленная на  популяризацию украинского народного искусства. Если умирает культура и язык, то исчезает нация. Это две основные составляющие любой нации, которые надо беречь и охранять. Благодаря поддержке родных и близких я много путешествую и пропагандирую украинское народное искусство в разных странах мира, знакомлю с Украиной. 

Истоки самобытной и уникальной петриковской росписи в искусстве запорожских казаков, т.н. «украинское барокко». Наш регион никогда не знал крепостничества. Люди всегда были вольные, свободные. Всегда стремились показать себя и свой дом. «Петриковские чапорушки» известны с XVΙΙΙ века. «Чапорушки» от украинского «причепурити» – т.е. принарядить. В первую очередь украшали печь. На большие праздники - Пасху и Рождество, - печь белили и расписывали. Затем стали расписывать сундуки. Позднее стали расписывать свои дома, одежду, посуду и т.д. Например, особым образом украшали деревянные тарелки для хлеба. В основе тарелок два креста, которые как бы перекрещивали хлеб. Квадратные кресты на тарелке символизируют мужское начало, полукруглые кресты – женское. Сейчас же такие тарелки имеют несколько другое предназначение. Их в качестве сувениров вешают на стену. Они как бы перекрещивают пространство.

Особенность петриковской росписи – яркие, чистые цвета. Позитивные сюжеты так же являются «знаком отличия» петриковской росписи, олицетворяющей красоту, счастье, материнство, семью. Сюжеты для петриковской росписи разные, как природные, т.е. изображение петухов, калины, кукушки и т.д., так и фантастические. Все зависит от фантазии художника.

Еще очень важная особенность петриковской росписи  в том, что она наносится пальцами или кисточками из кошачьей шерсти».

В своем приветственном слове заместитель директора Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан Куляйша Актаева отметила:

«Сегодня мы открываем выставку, посвященную одному из образцов всемирного культурного наследия. Богатство и разнообразие культурного наследия человечества составляет содержание диалога между народами. Знание о культурных традициях других народов является основой взаимного уважения. Мероприятия в рамках международного проекта Библиотеки Первого Президента РК «Диалог посредством культуры» являются ярким тому подтверждением.

Когда речь идет о таком жанре народного декоративно-прикладного искусства как петриковская роспись, то возникает яркий собирательный образ Украины. К сожалению, выставка продлится не долго, т.к. она передвижная и отправится дальше в Австрию. Но мы организуем серию интересных мастер-классов».

Выступая на открытии выставки, Временный поверенный в делах Украины в Республике Казахстан Владимир Джиджора отметил:

«Село Петриковка было основано в 1772 году в нынешней Днепропетровской области. Первые работы были зафиксированы в 1860 году. Первая академическая выставка петриковской росписи была в Петербурге в 1913 году. Искусство петриковской росписи связано с празднованием нового года, который в дохристианские времена встречали весной. Это древняя и оригинальная техника, которая сохраняется и сейчас.

Надо отметить, что Назаренко Галина является инициатором различных арт-проектов. Чтобы привлечь внимание к росписи, мастера Петриковки расписали вручную полотно длиною более 120 метров. Это единственное в мире полотно, расписанное вручную. Кроме того, Назаренко Галина расписала вручную церковь в Киеве».

Инициатор проведения выставки и мастер-класса - 3-й секретарь Посольства Украины в Республике Казахстан Ирина Блащук провела большую организационную и подготовительную работу: «Идея выставки возникла еще в прошлом году. Вдалеке от дома всегда вспоминается Родина. Хочется привести что-то родное и поделиться этим с друзьями в Казахстане. Большое спасибо Галине Алексеевне. Несмотря на довольно плотный график международных выставок, между Пекином и Веной, нашла время для Астаны. Очень надеемся, что это не последняя выставка в Казахстане.

Думаю, что мастер-класс был очень интересен для учащихся художественных школ. Надеюсь, что они не только освоят искусство петриковской росписи, но и будут использовать его в дальнейшем в своих работах. Возможно, этот мастер-класс наложит отпечаток на их будущее творчество, которое будет таким же ярким и позитивным, как наша украинская петриковская роспись».

Ирина Блащук поясняет значение каждого из экспонатов, находящихся на выставке: «Рушники в Украине имеют огромное символическое значение: рождение, крещение, свадьба, похороны, т.е. ни одно важное событие в жизни человека не обходилось без рушников. В каждой семье с конкретным рушником связано какое-то событие. Нередко рушник передается из поколения в поколение. Особое внимание придается росписи рушников. Каждый орнамент на вышивке имеет глубокий смысл, что-то обозначает. Например, калина – символ женской красоты, дуб – олицетворение мужской силы, извилистые линии – бесконечность и т.д. Своим рисунком и орнаментом рушник несет в себе позитивную энергию, доброе пожелание, т.е. это своеобразный украинский оберег».

Родилась Петриковская роспись на чистой белой стене украинской хаты-мазанки, а также на цветном насыщенном фоне народной мебели и музыкальных инструментов. В сок растений добавляли яичный желток, и этими природными красками хозяйки разрисовывали свои дома внутри, а иногда и снаружи. Рисунки не были рассчитаны на долгую жизнь. Раз в год, под великий праздник все настенные росписи смывали и наносили новые. Это отвечало внутренней потребности человека освежить среду обитания, обновить мир вокруг себя. Любая женщина могла расписать интерьер своего дома, причем каждая хотела сделать это лучше, чем соседка, явив миру свой вкус, темперамент, духовность.

В основе Петриковского искусства лежит образное восприятие родной природы, любовь к украинской земле. Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари — посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность в других регионах Украины.

Как художественный промысел Петриковская роспись сформировалась в конце 50-х годов, когда при художественно-промысловой артели «Вiльна селянка» (затем — фабрика «Дружба»), которая специализировалась на выпуске изделий с вышивкой, был организован цех по изготовлению сувениров. Народный промысел загнали на конвейер — после утверждения определенного образца его тиражировали без ограничений.

В 1991 г. возник центр народного искусства «Петриковка», который стал первым в Украине предприятием, находящимся в собственности народных умельцев.

Автор представленных в экспозиции работ Галина Назаренко родилась 18 ноября 1968 в с. Петриковка Днепропетровской обл. Окончила Петриковскую детскую художественную школу им. Т. Я. Пати и Миргородский керамический техникум. В настоящее время Галина Алексеевна является одной из самых известных современных петриковских мастериц. Имеет в активе несколько десятков выставок, в том числе более 30 персональных, во многих странах мира - Украины, Франции, Болгарии, США, Канаде, Китае, Грузии, Беларуси, Кувейте, Узбекистане, Китае, Туркменистане, Испании, Греции, Нидерландах, а также участвовала в оформлении интерьеров трех храмов: Св. Юрия (Киев, 2011), церкви Покрова с. Шевченково (Киевская обл., 2014), Святой Трапезы (2015) и Украинского культурного центра в  Париже (Франция, 2012).

В экспозиции выставки представлено более 50  работ автора, каждая из которых передает самобытность и преемственность лучших традиций легендарных мастеров старшего поколения. Каждое произведение Галины Назаренко – это воспевание красоты родного края, ощущение праздника.

Выставка «Петриковская роспись – нематериальное культурное наследие человечества» продлится до 13 апреля 2017 года.